Рубрика: Личная эффективность

  • Psy-упражнение «Это не проблема!»

     

    Темы статьи: Мышление. Психология скачать. Психология мышления. Проблемы психологические.

    Упражнение <ЭТО не проблема!>

    (по книге К.Андреас <Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами).

    Упражнение ниже позволяет перестать дергаться и волноваться тогда, когда Вы этого не хотите. Например,  Вам предстоит экзамен, и при одной мысли о нем Вас колотит. Или Вам нужно сдавать на права, и как только Вы думаете об этом, сразу чувствуете: Бррр: Или грядет трудный разговор, и Вы понимаете, что не сумеете удержать себя в руках.

    В общем, техника ниже применяется тогда, когда Вас тревожат какие-то воспоминания из прошлого или мысли о будущем, и в результате воспоминания/мыслей Вы чувствуете себя плохо.

    «Официальный текст» коричневым. Мои пояснения синим.

    Шаг 1.

    Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувст-вуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение в будущем.

    Например, мне лет пять назад мне надо было вести свою первую передачу на радио. До того, как я пришел в студию, все было хорошо,  но как только я увидел микрофон и представил, как меня будут слушать 200.000 человек, мне поплохело:-).

    Шаг 2.

    Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так, чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоциируйтесь).

    В своем воображении  я видел себя как-то коряво, криво, некрасиво, неумно, тускло разговаривающего в микрофон и как слушатели, морщась, переключают приемник. Этого, как Вы понимаете, еще не происходило, но я себе это так живо представлял, что никак не мог отделаться от этого.

    Темы статьи: Мышление. Психология скачать. Психология мышления. Проблемы психологические.

    Диссоциироваться — значит мысленно как бы выйти из Вашего вИдения и увидеть себя в этой ситуации со стороны. Это просто. Мысленно делаете шаг назад, или вылетаете или еще что-то в этом же роде. Главное, чтобы Вы видели себя со стороны. Не обязательно тщательно видеть лицо. Главное, Вы видите человека и знаете, что это Вы.

    Шаг 3.

    Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в два метра шириной. И отметь-те, как это изменяет ваше восприятие проблемной ситуации.

    Я представил, словно то, что я вижу в своем воображении — это картина, и она находится в раме, большой такой, золотистой, резной и тяжелой, и дурные ощущения стали легче, но еще не достаточно, не так, как мне хотелось бы.

    Шаг 4.

    Если изменения недостаточны, поэкспериментируйте. Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов; раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.

    Темы статьи: Мышление. Психология скачать. Психология мышления. Проблемы психологические.

    Я попробовал несколько рамок. Наиболее удачной оказалась такая старенькая, потрескавшаяся, с облезлым лаком, коричневая рамочка, очень маленькая. Чтобы мое изображение в нее влезло, я его уменьшил. Когда я это делал, чувства все больше приходили в норму.

    Шаг 5.

    После того, как рама выбрана, поразвлекайтесь, украшая <картину> и пространство вокруг нее. Музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, <проливает иной свет на предмет>, нежели тусклая свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьем-то чужом доме, может создать совершенно <другую перспективу>. Если хотите, то даже просто мысленно выберите знаменитого  или не очень  художника и превра-тите свою картину в полотно, исполненное этим художником или в его спиле.

    Темы статьи: Мышление. Психология скачать. Психология мышления. Проблемы психологические.

    Здесь уже начинается Ваше личное творчество. Согласитесь, упражнение очень простое, однако, иногда что-то не получается. Так вот, не получаться может только если Вы бросите его на половине, не завершив. А завершение — это смена чувств <с очень плохо> на <да нормально все:>.

    Чувства меняются одновременно с Вашими манипуляциями в воображении с рамками и тем, что Вы видите.

    Самое главное — удерживайте свое внимание именно на том, что Вы сейчас делаете и на ощущениях. Если внимание куда-то своевольно убегает, возвращайте его обратно!

    Все у Вас получится,

    Ваш Геннадий Павленко

    Темы статьи: Мышление. Психология скачать. Психология мышления. Проблемы психологические.

  • Упражнение для развития интуиции №2. «Непротиворечивая противоречивость».

    Для полного понимания темы рекомендую прочитать статью<Развитие интуиции. Часть 2> (Мышление. Восточная культура. Западная культура), так как это упражнение является приложением к ней.

    Сразу развею миф — очень часто люди считают, что упражнение про интуицию должно быть каким-то… этаким. Если человека спросить — «Каким?», он не скажет, так как не знает, но знает точно что именно это — не о том.

    Так вот, я исхожу из идеи, что для открытия интуиции нужно освободить себя от того, что «засоряет голову». Ведь если голова занята проблемами, в ней просто нет места для интуиции. Наша задача, такое место — СОЗДАТЬ. А развивать интуицию не нужно. Она у нас есть с самого начала — с рождения. Нужно только от мусора избавиться.

    Например, упражнение ниже освобождает от внутренних противоречий. Если нет противоречий, есть место для интуиции.

    Итак, цель упражнения — научиться находить и разрешать внутренние конфликты с целью все-таки сделать то дело, которое надо и хочется, но никак <не можется :>.

    При выполнении этого упражнения будьте внимательны — если Вы возьмете дело, которое Вам на самом деле не нужно делать и примените к нему упражнение, высока вероятность, что Вы не сможете остановиться, пока не доделаете его до конца:-).

    Если у Вас есть какое-то дело, которое делать и нужно и хочется (или что-то одно, нужно, например), а начать Вы никак не можете, скорее всего, дело именно во внутреннем противоречии. Чтобы разрешить его, задавайте себе вопросы по системе ниже. Но прежде чем задавать вопросы, уясните, как на них стоит отвечать.

    Как отвечать на вопросы:

    Ответы, которые Вы дадите, могут быть двух типов — честные и нечестные:-). А как отличить честный ответ от нечестного, я уверен, Вы сами знаете. Почувствуйте и не кривите душой. Вам же лучше будет.

    Шаг 1.

    Что Вы хотите начать делать, но никак не можете.

    Темы статьи: Противоречия. Психология мотивация. Развиваем интуицию.

    Возьмите какую-то жизненную ситуацию (свою, конечно), которая характеризуется просто <Надо бы, но что-то никак:>. Совершенно не важно о чем идет речь. Главное, чтобы суть была описанной.

    Я буду демонстрировать на условном примере.

    <Хочу начать изучать новый язык, но что-то все никак не начну:> — это проблемная ситуация.

    Шаг 2.

    Почему Вы хотите (Вам нужно) начать это делать?

    Простой вопрос <Почему Вы хотите или Вам нужно начать это делать?>. Ведь есть какая-то причина, которая или подгоняет Вас или действует так, что ее хочется избежать.

    — <Я хочу изучать новый язык, потому что мне будет удобнее общаться за границей>.

    Казалось бы, понимаешь же, для чего язык нужен, так чего не учишь? А вот хр:н его знает чего. Не учу и все, и хоть ты тресни!

    Шаг 3.

    Почему Вы не хотите (Вам не нужно) начать это делать?

    Очень простой вопрос. Если мы чего-то не делаем, значит, есть причина. В обычной жизни ее замечать не хочется, но тут не обычная жизнь, а упражнение, поэтому придется осознать. Итак, почему же мне <не можется:>?

    —        <Нет времени:.>

    И опять, казалось бы, хочешь нормально общаться, найдешь и время, ан нет. Не находится. А не разберешься сейчас, не найдется и в будущем, и все так и будет стоять, значит разбираться нужно.

    Когда Вы отвечаете на вопросы, ответы возможны двух типов (кроме честных и нет):

    1.    Ответы, где в качестве причины Ваши внутренние мотивы и доводы (не уверен, не знаю, страшно и т.д.)

    2.    Ответы с причинами внешними. Нет времени (нет денег, нет знакомых и т.д. и т.п.) — это внешние причины.

    Темы статьи: Противоречия. Психология мотивация. Развиваем интуицию.

    Если в Вашем ответе причина внешняя, не торопитесь укорять себя, что мол, было бы нужно, и время нашел бы: Лучше сделайте следующее:

    А. Задайте вопрос <<Если бы этих ограничений не было, я бы начал это делать?>.

    ·       Пример: <Начал бы я учить язык, если бы у меня было много свободного времени?>.

    —        Если честно? Нет.

    Если ответом будет ДА, значит, Вам нужно переформулировать постановку задачи. Вам уже нужен ответ на вопрос <Как мне устроить жизнь так, чтобы было свободное время на то, чтобы сделать:> или <Как мне получить Х (то, чего Вам не хватает?>.

    То есть. Ваше бездействие имеет причиной не верно поставленную задачу. А неверная формулировка дает ненужные решения или вообще не решается.

    Например, если я говорю себе <Нет времени:> и на этом останавливаюсь, значит, я не доработал до конца. Мне нужно спросить себя <Как сделать так, чтобы время у меня было?> и сделать это.

    Если же Вы чувствуете (именно здесь и нужна честность), что даже при отсутствии внешних ограничений Вы не стали бы делать то, что Вам нужно (хочется), значит причина бездействия где-то внутри Вас. Именно с ней мы дальше и разбираемся.

    Если же Вы сразу нашли внутреннюю проблему, значит переходите на шаг 4.

    Шаг 3.1.

    В чем причина замещения проблемы?

    Причина <Нет времени> в моем случае замещает какую-то мою личностную <заморочку>. Для того, чтобы перенести фокус внимания из вне в себя, надо спросить себя: <Почему у меня не хватает времени?>.

    Далее идет диалог, где я обращаюсь к себе <на Ты>, то есть разыгрываю диалог двух людей. Я предлагаю Вам писать именно так <Через Ты> и на листочке. Этот способ называется <самоинтервью> и он очень удобен для вдумчивого Путешествия в себя.

    ·       Итак, почему у тебя не хватает времени?>

    —        Потому что: не знаю почему:.

    ·       Почему не знаешь?

    —        Потому что: не знаю и все:

    (Тут похоже <клиент> пошел <в отказ>, но нам же нужно разобраться, поэтому Вы себя любимого за шиворот возьмите и попросите вежливо и честно отвечать на вопросы для своего же блага).

    ·       А все-таки, почему нет времени?

    —        Ну: Не уверен я, что у меня это получится:

    Темы статьи: Противоречия. Психология мотивация. Развиваем интуицию.

    Все. Этого достаточно. Мы нашли причину — внутреннюю. Главная она или нет, пока не важно и вскоре Вы поймете почему.

    Шаг 4.

    Дальше Вы будете задавать к причине (внутренней), по которой Вы не двигаетесь с места, два кардинально противоположных вопроса:

    a.    <Что сподвигло бы меня начать делать то, что хочется (надо), даже если бы эта причина никуда не исчезла?

    b.    <Что остановило бы Вас от действий, даже если предыдущие условия были бы сохранены?>.

    Это очень интересные вопросы и очень интересный принцип работы с собой!

    Вопрос <Что сподвигло бы Вас:?> о том, что могло бы Вас сдвинуть с места, даже если Вы не уверены в себе сейчас. Ведь есть что-то более значимое, чем Ваша неуверенность. Далее в моем примере это станет очень понятно.

    А второй вопрос <Что остановило бы Вас, даже если сохранились бы предыдущие условия?> о том, какая сила сильнее той, что Вас могла бы сподвигнуть? И это тоже станет кристально понятно позже.

    Итак, изучайте мой самодиалог:

    Я не уверен, что у меня это получится.

    ·       Итак, ты хочешь изучать новый язык, но не уверен, что у тебя это получится. А что сподвигло бы тебя начать это делать (изучать язык), даже если бы ты был неуверен?

    —        Денег если бы было мало, я бы начал, так язык это средство заработка.

    ·       Обратный вопрос <Что остановило бы тебя от того, чтобы делать ЭТО (учить язык), даже если бы ты был неуверен, но тебя бы двигало отсутствие денег?

    —        Меня бы остановило нежелание делать именно это.

    ·       Что тебя могло сподвигнуть бы делать это, при сохранении всех предыдущих условий (неуверенность мешает — <денег мало> мотивирует — нежелание делать именно это останавливает)

    Отсутствие более интересных идей. Нет идей, буду учить язык, так как он их принесет, деньги-то нужны.  А дальше разберемся:

    ·       Что тебя могло бы остановить, даже если у тебя отсутствовали, даже если бы у тебя отсутствовали идеи и сохранялись предыдущие условия (неуверенность мешает — <денег мало> мотивирует — не желание делать именно это останавливает — отсутствие других идей мотивирует делать)

    —        Наличие альтернативного варианта, более интересного:

    Этот ответ не засчитываем, так как он нарушает предыдущие условия. А именно, последний ответ был <если бы не было идей, делал бы это:>. Если мы примем ответ <наличие идей, мы будем двигаться по кругу, а нам этого категорически не нужно.

    Вы теперь понимаете в чем ваша задача? Она проста. Находить себе все более и более сильные элементы Вашей мотивации, поднимаясь все выше и выше по силе их воздействия на Вас, но не бросаясь сразу в крайности (<меня может остановить смерть> — это крайность, если так ответить в самом начале).

    Принцип Вашего Путешествия таков: Вы как будто подымаетесь по ступенькам на самый верх, туда, где ничто не закрывает обзор.

    Темы статьи: Противоречия. Психология мотивация. Развиваем интуицию.

    Еще раз спрашиваем. Как говорится, настойчивость и труд все перетрут:

    ·       Что тебя могло бы остановить, даже если у тебя отсутствовали, даже если бы у тебя отсутствовали идеи и сохранялись предыдущие условия (неуверенность мешает — <денег мало> мотивирует — нежелание делать именно это останавливает — отсутствие других идей мотивирует делать)

    —        Меня может остановить делать ЭТО при наличии всех предыдущих условий только смерть.

    А вот это уже преувеличение. Понятно, что смерть всегда рядом, но не останавливаться только оттого, что она может прийти прямо сию минуту, не стоит. Она ведь может прийти и лет через 60:-).

    Изменим ответ: Меня бы могла остановить угроза смерти. То есть мне кто-то говорит: <Выучишь язык — убью>. Я его не буду учить. Жизнь здесь дороже.

    Стоит ли здесь задавать вопрос <Что тебя может сподвигнуть?>. Да. Почему бы и нет? Давайте посмотрим.

    ·       Так, что могло бы тебя сподвигнуть делать ЭТО (учить язык), даже если была бы угроза смерти и сохранялись все предыдущие условия, такие как: ты неуверен, что сможешь его выучить, но денег мало, однако есть нежелание делать именно это, но отсутствуют более интересные идеи и учить приходится, но, есть угроза жизни и это останавливает. Итак, что бы все равно сподвигло тебя делать это, даже если была бы угроза жизни?

    —        Если бы отказ от делания этого угрозу жизни не отвел бы. Другими словами, что делай, что не делай, все одно, поэтому лучше сделать и умереть, чем не сделать и умереть.

    ·       Кажется все, но давайте еще раз спросим <Что могло бы тебя остановить от делания ЭТОГО (изучения языка), даже если и останавливаться смысла нет, так как все равно смерть неизбежна?

    —        Лень.

    Видите, как интересно. Дошли уже до жизни и смерти, а крылась здесь банальная лень. Понятно, что лень тоже просто так не возникает, но все предыдущее — это было явная попытка скрыть причину вещей за <умными словами>. Вы заметили это? Почувствовали?

    ·       А что сподвигло бы тебя чтобы сделать это при сохранении предыдущих условий, то есть лень и все остальное от делания ЭТОГО (язык)?

    —        Скучно если было бы, я бы начал делать. Сильная скука вынудила бы меня начать делать это.

    ·       А что могло бы остановить тебя, если бы тебе было сильно скучно от делания ЭТОГО и сохранялись все предыдущие условия (неизбежность смерти и т.д.)?

    Темы статьи: Противоречия. Психология мотивация. Развиваем интуицию.

    —        Да ничего. Если скучно, а смерти все равно не избежать, а других идей нет, то давай лучше найдем как себя этим заинтересовать, чем, скучая, ждать смерти.

    ·       Вот и мотивация появляется, да?

    — Да, тем более что действительно — если язык не учить, будет скучно!

    Вот такое вот самоисследование. Не скажу что оно очень уж простое, но и не чересчур сложное. В самый раз для личностного роста:-).

    И еще раз, Ваша задача вновь и вновь  задавать два полярных вопроса <Что сподвигло бы тебя делать ЭТО (ваше дело), даже если бы сохранялись все предыдущие условия?> и <Что сподвигло бы тебя НЕ делать ЭТО, даже если бы сохранялись все предыдущие условия?>.

    В общем и целом выполняя наше упражнение с начала до конца, Вы сначала выявляете в себе противоречие, а затем ищете то, что в соответствие с Вашим характером могло сподвигнуть Вас на действия и это есть компромисс. Вы ведь не избавляетесь ни от чего в себе, а просто используете то, что в данной ситуации более уместно.

    Удачи,

    Ваш Геннадий Павленко

    Темы статьи: Противоречия. Психология мотивация. Развиваем интуицию.

  • Оригинальный способ настроить себя на лучше будущее.

    Этого вечно не хватает, но когда этого много, просто не знаешь, что с ним делать. Большинство людей не знают, как убить это. Меньшая часть просит, чтобы в их жизни было еще столько же этого, сколько у них есть. Этого может не хватить чуть-чуть, чтобы все было хорошо. Но частенько, как раз избыток этого, приносит проблемы. Догадались, о чем идет речь? О времени, конечно, а не о деньгах:-), как можно было бы подумать.

    Итак, предмет наших рассуждений, исследований и экспериментов — время. Но время не как объект планирования, а как некая сила, которая влияет на наше мышление, а через него — на мировоззрение. Последнее же, как известно, создает нашу жизнь.

    Понятно, что мы будем не только говорить, а и действовать, то есть выполнять различные упражнения для обустройства нашего внутреннего мира. Цель? Как всегда — лучшее будущее.

    Мой личный пример.

    До определенного времени меня настойчиво преследовали неудачные образы прошлого. Скажем, произошло какое-то неприятное событие. Я его обдумал. Извлек урок. Казалось бы, пора отставить это в сторону и жить дальше, но нет. Неудачный опыт вновь и вновь встает перед внутренним взором, снова и снова принося боль в душу. С течением времени это проходит, конечно, но как тяжело ждать избавления!

    Описанный пример — нарушение стратегии внутреннего времени. Изменить это и подобное нарушение можно с помощью предложенных ниже упражнений. Но сначала давайте разберемся в теории.

    Что такое внутреннее время.

    Описанное ниже — это неосознаваемый способ работы нашего мышления. С помощью этой стратегии мы располагаем в своем внутреннем пространстве образы, звуки и ощущения. Это три составляющие языка нашего мозга. Комбинируя между собой образы, звуки и ощущения, а так же изменяя их свойства, мы запоминаем, фантазируем и размышляем. Это база нашего мышления.

    Если сказанное в абзаце выше для Вас в новинку, или Вы слышали об этом, но недостаточно хорошо поняли, очень рекомендую сначала изучить статью <Язык мозга>. Для выполнения предложенных техник личностного изменения нам нужно точно и четко знать, что мы делаем, чтобы не совершать ошибок.

    Линия времени.

    На момент написания этой статьи (лето 2005 года) физически оказаться в прошлом или будущем не возможно. Машины времени еще не существует (или я об этом не знаю). Физически мы можем находиться только здесь и сейчас. Такова реальность. Однако, в своих мыслях мы легко оказываемся где и когда угодно. Можно сказать, что у каждого из нас есть своя личная машина времени — это память и воображение. Факт?

    Когда мы спим, время останавливается. Порой кажется, что время летит или, наоборот, ползет в зависимости от того, чем мы заняты. Неважно, что из себя представляет время, как объект. У нас есть личное субъективное ощущение времени и способ его организовывать.

    Темы статьи: Время и сознание. Линия времени. Организация внутреннего времени.

    Это трудно себе представить, но это так — если бы мы с Вами захотели, я бы мог так изменить Вашу стратегию времени, что Вы не смогли бы понять, читали Вы эту статью раньше, читаете ли Вы ее сейчас, или только собираетесь прочитать в далеком будущем.

    В чем различие между тем, как мы думаем о прошлых событиях, и тем, как мы думаем о будущем? Возможно, мы найдем ключ к разгадке этого в тех многочисленных высказываниях, которые мы делаем по поводу времени: «Я не вижу никакого будущего», «Он застрял в прошлом», «Оглядываясь на события», «Смотреть вперед в будущее». Обратите внимание, что в этих фразах учитывается пространственное расположение будущего, настоящего и прошлого относительно человека.

    В своем внутреннем мире мы располагаем различные времена в разных частях нашего сознания. Метафорично, образно, можно представить способ организации нашего внутреннего времени в качестве линии, где в одном конце прошлое, посередине настоящее, а в другой стороне будущее. Эта линия может изгибаться петлей, завиваться кольцами и совершать иные кульбиты. В зависимости от того, как все это устроено, Вы так или иначе воспринимаете свое будущее, прошлое и настоящее.

    Упражнение.

    Упражнение ниже поможет Вам понять, что прошлое, настоящее и будущее расположены в разных местах Вашего внутреннего пространства. Именно эти отличия и помогают Вам знать, когда было то или иное событие. Понимая эти различия, мы можем сделать будущее более привлекательным, а прошлое менее травмирующим.
    Выполняя это упражнение обращайте внимание на свои внутренние образы, чувства, звуки. Если эта фраза Вам не очень понятна, еще раз, настойчиво, рекомендую прочитать статью
    <Язык мозга>.

    Темы статьи: Время и сознание. Линия времени. Организация внутреннего времени.

    Первое.

    Выберите какое-нибудь простое повторяющееся действие, которое вы выполняете почти каждый день, такое как чистка зубов, причесывание, умывание, завтрак или просмотр телепередач.

    На основе этого повторяющегося действия мы определим, где в Вашем внутреннем мире находится прошлое, настоящее и будущее и как все это организовано.

    Второе.

    a. Вспомните, как лет пять назад Вы делали это (чистили зубы, например). Здесь не обязательно вспоминать конкретный пример. Вы знаете, что вы делали это пять лет назад. Неважно, где и точно когда. ВЫ делали это в общем смысле, и баста:-).

    Обратите внимание на происходящее в Вашем сознании. Наверняка присутствуют внутренние образы. Отметьте их и обратите внимание на то, как они выглядят с позиций статьи
    <Язык мозга>.

    Используйте вопросы ниже, чтобы описать образ того, как Вы чистите зубы пять лет назад.

    · В каком месте окружающего вас пространства находится этот образ?

    · Каков его размер?

    · Обратите внимание на яркость и запомните, как он выглядит.

    · Какова его резкость?

    · Он цветной, черно-белый или что-то среднее?

    · Это фильм или неподвижное изображение?

    · Запомните расстояние, на котором этот образ находится от Вас.

    b. Теперь подумайте о том, как вы делали то же самое действие неделю назад и опять обратитесь к сознанию.

    Отметьте изменения в своем внутреннем опыте. Образы выглядят по-другому и находятся в другом месте. Может быть, различия не так сильны, но они ОБЯЗАТЕЛЬНО есть.

    С помощью тех же вопросов опишите этот образ и отметьте, чем он отличается от первого (чистка зубов пять лет назад)?

    · В каком месте окружающего вас пространства находится этот образ?

    · Каков его размер?

    · Обратите внимание на яркость и запомните, как он выглядит.

    · Какова резкость?

    · Он цветной, черно-белый или что-то среднее?

    Темы статьи: Время и сознание. Линия времени. Организация внутреннего времени.

    · Это фильм или неподвижное изображение?

    · Запомните расстояние, на котором этот образ находится от Вас.

    c. А сейчас подумайте, как бы это выглядело, если бы сделали это прямо сейчас.

    Представьте себе, будто Вы прямо сейчас чистите зубы и обратите внимание, где находится в Вашем воображении этот образ. Может быть, он такой большой, что занимает все пространство, а может быть, это не так.

    И опять с помощью вопросов найдите, чем этот образ отличается от предыдущих. Может быть, все будет похоже, но какое-то одно различие все же Вы найдете. Его не может ни быть. Если бы он был похож на предыдущие, ВЫ не могли бы понять, к какому времени он относится. Различия есть обязательно. Найдите их! Вопросы я не привожу. Возьмите их из пункта выше.

    d. А теперь представьте, как Вы будете чистить зубы через одну неделю. Куда переместился образ и как он изменился?

    e. Теперь подумайте об этом занятии, которое Вы будете делать через пять лет. Не имеет значения, знаете ли вы, где вы будете тогда находиться, просто подумайте об этом занятии. И опять же, отметьте, чем этот образ отличается от остальных.

    Третье.

    Возьмите эти четыре события (Чистка зубов пять лет назад, неделю назад, как бы сейчас, и через пять лет в будущем).

    Обратитесь в свой внутренний мир и найдите те отличия, которые повторяются от образа к образу. Возможно, это будет расположение в пространстве или размер или наличие и отсутствие движения. Найдите пару параметров, которые делают образы в разных временах отличными от других.

    Если Вы хорошенько постарались, то отличия Вы нашли. Если же ничего нет, значит, Вам нужно быть более внимательным. Ведь Вы в первый раз это делаете? Не мудрено, что получилось не совсем то, что ожидалось. Попрактикуйтесь еще раз, и все получится. Это простое упражнение, хотя и кажется немного необычным.

    Организация внутреннего времени.

    Возможно, мое обобщение Вам не подойдет, но общие закономерности отличия картин прошлого, настоящего и будущего заключается в их пространственном расположении. Пожалуй, это главное отличие. Все остальные — это Ваша личная индивидуальность. Они так же важны, но именно сейчас мы поговорим о пространственном расположении.

    Темы статьи: Время и сознание. Линия времени. Организация внутреннего времени.

    Прошлое, вероятно, будет располагаться слева от вас. Чем дальше в прошлое, тем дальше от вас будет расположена картинка. «Далекое и смутное» прошлое будет дальше всего.

    Будущее будет уходить вправо от вас, причем картины более далекого будущего будут находиться дальше.

    Картинки по обе стороны могут располагаться друг над другом либо каким-то другим способом, позволяющим легко увидеть и рассортировать их.

    Сделайте вот что: мысленно проведите линию через Ваши картины прошлого, к настоящему и далее в будущее. Вы заметите, что есть определенный принцип пространственного положения. Не обязательно это прямая.

    Существует множество способов организации временной линии. И хотя не существует «неправильной» временной линии, но использование каждой из них может иметь свои последствия.

    Предположим, ваше прошлое находится прямо перед вами. Оно всегда будет попадать в поле зрения, и привлекать ваше внимание. Можно сказать, что Вы стоите спиной к будущему. В таком случае Вам будет затруднительно мыслить о будущем и строить планы. Трудность создает именно прошлое, неотрывно стоящее перед глазами. Это не плохо, но это мешает. Чуть позже мы это изменим.

    Большие и яркие картинки далекого будущего сделают его весьма привлекательным и будут притягивать вас, мотивируя на деяния. Однако ближайшее будущее будет с трудом поддаваться планированию. Простой пример, в начале года Вы строите планы на год, но у Вас ни как не получается выстроить свой завтрашний день. Это утрировано, но достаточно точно описывает типовую сложность.

    Если же ближайшее будущее будет наполнено большими и яркими картинами, то может оказаться затруднительным долговременное планирование. В таком случае Вы затрудняетесь ответить на вопрос <Чего я хочу через год или пять?>, но знаете, чего хотите прямо завтра. Знаете, почему так происходит? Просто большие картины или заслоняют собой маленькие, или на их фоне маленькие просто незаметны. Вроде бы пустяк, но последствия накладываются на всю нашу жизнь.

    В принципе, ни прошлое, ни будущее не реальны. Прошлое существует в виде воспоминаний, из которых мы можем извлекать или позитивный или травмирующий опыт. Будущее же существует в виде потенциальных возможностей или невозможностей, и оно не определено. Оно может быть, а может и не быть. Мы можем лишь увеличить вероятность благоприятного развития событий тем или иным способом.

    Восточный и западный способ организации внутреннего времени.

    Существует два типа внутренней организации времени.

    Первый тип — «рядом со временем», или Англо-европейский тип времени. Линия времени идет слева направо относительно ее владельца. Прошлое с одной стороны, а будущее с другой, но оба находятся в поле зрения человека прямо перед ним.

    Темы статьи: Время и сознание. Линия времени. Организация внутреннего времени.

    Представьте, что перед Вами лежит вся Ваша жизнь: и прошлое, и настоящее, и будущее. А Вы как бы со стороны смотрите на все это. Вы легко можете понять, что в прошлом привело к каким-то событиям в настоящем и как это отзовется в будущем.

    Для Вас не составляет труда осознать, что нужно сделать сегодня, чтобы завтра получить требуемый результат. Все необходимые данные лежат у Вас прямо перед глазами, как на письменном столе.

    Европейский способ организации времени отлично подходит для Вашей деловой жизни. Он позволяет легко планировать действия. За счет общего охвата событий он создает хорошую мотивацию, то есть избавляет от лени. НО с такой организацией времени очень трудно получать удовольствие от жизни. Почему? Потому что Вы диссоциированы от настоящего. Вы находитесь на расстоянии от него.

    Фактически в Вашем внутреннем мире Вас нет ни сейчас, ни в прошлом, ни в будущем. ВЫ все это видите, но не переживаете, не чувствуете. Именно про таких и для таких людей западные мудрецы говорят: <Остановись и ощути мгновенье. Оно прекрасно!>. НО европейский человек не может этого сделать. Ему не позволяет его организация внутреннего времени. Можно сказать, что в глобальном смысле он всегда неудовлетворен происходящим и не чувствует настоящей жизни.

    Второй тип — «сквозь время», или Арабское время. Тогда линия времени вытягивается, пронзая вас спереди насквозь таким образом, что одна ее часть (обычно пришлое) сказывается позади вас и невидима. И вам приходится поворачиваться назад, чтобы увидеть ее.

    Этот тип организации внутреннего времени позволяет извлекать радость жизни из настоящего момента. Если европеец пьет чай, думая о делах, то восточный человек пьет чай, не делая больше ничего!

    Анекдот в тему: беседуют две подруги. Обсуждают своих мужчин. Одна ну так хвалит, своего, ну так хвалит. А вторая никак не может понять, за что она его так любит. <Нет, ну ты объясни мне, — говорит она, — что в нем такого? Он небогатый, страшненький и малоразговорчивый.> <Да ты не понимаешь, — отвечает ей подруга, — Он когда сексом занимается, больше ничего не делает!>

    Однако люди с восточным принципом организации внутреннего времени НЕ могут извлекать выгоду из прошлого или будущего. Они его просто не видят.
    Представьте, что Вы находитесь между двух больших фотографий. За ними есть еще и другие, но Вы их не можете разглядеть. Ближайшие заслоняют. Поэтому Вы наслаждаетесь тем, что есть. Однако Вы не можете даже представить, что еще Вы можете посмотреть. Вы просто больше ничего не видите!

    Крайние сроки, условленные встречи и хронометраж имеют для них меньшее значение, чем для людей типа «рядом со временем». Они находятся внутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего оказываются ассоциированными. Они полностью поглощены настоящим. Они переживают и чувствуют только его.

    «Такая модель восприятия времени является распространенной в восточных, в особенности арабских, странах, где люди бизнеса более гибко относятся к тому, что называется крайний срок, чем на Западе. И это может сильно раздражать западного бизнесмена. Будущее выглядит очень похожим на целый ряд «сейчас», так что пропадает необходимость действовать безотлагательно. Ведь существует гораздо больше кадров «сейчас», из которых исходит эта срочность.

    Подведем некоторые итоги:

    Существуют два способа организации внутреннего времени. Что означает эта фраза? Как Вы ее понимаете? Ответьте на вопрос, а потом читайте дальше.

    Пауза.

    Пауза.

    Пауза.

    Это значит, что мы можем организовывать свои внутренние образы, звуки и ощущения в своем внутреннем пространстве двумя способами.
    Первый. Мы видим наши внутренние образы как бы со стороны. Этот способ европейский, <вне времени>. С помощью такой организации хорошо вести дела и делать деньги.

    Второй способ — <во времени>, восточный. Мы находимся прямо в своих внутренних образах, чувствах и звуках. Они так захватывают нас, что мы забываем обо всем на свете. С таким способом организации своего внутреннего времени хорошо заниматься сексом и, вообще, отдыхать.

    Отличная идея иметь две лини времени — одну для работы, другую для отдыха.
    Частая и типичная ошибка в нашем внутреннем мире заключается в том, что по каким-то причинам, воспитания, например, наша организация внутреннего времени не соответствует текущему моменту. К примеру, сейчас нам нужно делать дело, а для этого надо видеть все, чтобы иметь возможность планировать и действовать, а мы находимся внутри времени и балдеем от щастья:-).

    Или другая крайность, когда мы не можем отдохнуть, потому что постоянно думаем о том, что еще надо сделать. Существуют и другие нарушения внутреннего времени. О них мы поговорим в следующей части статьи. Но в отличие от этой, теоретической части, мы переходим к практике.

    Некоторые общие правила для организации Вашей личной линии времени.

    · При включенном, европейском времени, будущее должно располагаться у Вас перед глазами, или, по крайней мере, не должно быть где-то сбоку или за спиной.

    · Прошлое же не стоит иметь перед глазами, дабы не быть постоянно в нем.

    · Между прошлым и будущим должно быть достаточное расстояние, ибо иначе, глядя в будущее. Вы будете видеть прошлое, снова и снова переживая его.

    · Линия времени не должна быть <скрученной — перекрученной>, иначе Вы не сможете разобраться со своей жизнью.

    · По своим характеристикам (отличия в субмодальностях) прошлое не должно быть привлекательнее будущего — в противном случае Вас будет постоянно тянуть в минувшее и вчерашний день.

    Первую технику редактирования своей линии времени смотрите
    здесь:.

    Ваш Автор — Геннадий Павленко

    Темы статьи: Время и сознание. Линия времени. Организация внутреннего времени.

  • 103. Редактирование собственного будущего. Упражнение 1.

    Редактирование собственного будущего.

    Темы статьи: Работа на линии времени. Редактирование линии времени. Линия времени НЛП.

    Если Вы зашли на эту страницу, предварительно не прочитав статью «Оригинальный способ создания лучшего будущего», сделайте это. Вся необходимая теория там. Если же Вы эту статью читали, начинаем…

    Цель упражнения ниже — создать мощный образ светлого и привлекательного будущего. Это образ будет создавать в Вас мотивацию для действий.

    Прочитайте вопросы ниже. Честно ответьте на них. Если один или несколько ответов ближе к «ДА», значит упражнение ниже будет Вам полезно.

    1.         Вы испытываете трудности с планированием будущего?

    ·            Эффективно ли Ваше долгосрочное и краткосрочное планирование?

    ·            Случается ли так, что события сваливаются Вам на голову, а Вы к ним абсолютно не готовы?

    2.         У Вас полностью или
    частично отсутствуют цели и направления движения.

    ·            Можете ли Вы сказать о себе, что Вы человек, живущий одним мгновением?

    ·            Имеете ли Вы представление о том, в каком направлении Вы движетесь?

    ·            Жалуются ли окружающие, что Вы не имеете целей и планов и тем самым создаете им трудности?

    ·            Бывает ли у Вас так, что сегодня Вы хотите одного, а завтра другого, и Вам это мешает?

    3.         Вам трудно мотивировать себя?

    ·            По Вашему субъективному мнению Ваше будущее не очень привлекательно и у Вас  нет повода особо в него вкладываться?

    ·            Иногда или часто Вам не хочется ничего делать, нападает апатия и тоска?

    ·            Впадали ли Вы когда-нибудь в депрессию?

    4.         Вам трудно выполнять запланированное?

    ·            Трудно ли Вам придерживаться такого стиля в жизни, который, как Вы знаете, принесет Вам пользу? Например, регулярно заниматься спортом, языком или любыми другими видами деятельности, которые требуют регулярности?

    ·            Вам трудно отказаться от вредных привычек, потому что, если признаться честно, Вы не видите в этом особой необходимости?

    Упражнение по созданию лучшего будущего через изменение Вашей личной линии времени.

    Прежде всего, обратите внимание на то, как закодировано Ваше будущее в данный момент. Где Вы его видите? У большинства людей будущее представлено в виде линии или дороги, уходящей в даль. Какое оно? Большое, яркое, многоцветное, или туманное, сумрачное и маленькое, расположенное позади Вас? Как Вы понимаете, речь идет о субмодальностях (Если этот абзац Вам НЕ понятен, обязательно прочитайте статью «Язык мозга»).

    Если Ваше будущее в Вашем внутреннем мире выглядит примерно так, как описано (имеется ввиду туманное, сумрачное ведь?), у Вас будут трудности с действиями ради своего будущего. Ну, действительно, ведь такое будущее, ну, совсем не интересно. Именно в силу своей непривлекательности в Вашем внутреннем мире. Люди с таким представлением будущего часто испытывают трудности с потерей веса, поддержанием веса, с планированием и достижением целей.

    Чтобы усилить свое движение в лучшее будущее, Вам нужно изменить Ваше внутреннее представление своего будущего.

    1.   Прежде всего, осознайте, что это всего лишь эксперимент. Вы лишь пробуете лучший способ представления будущего. Если Вы или какая-то часть Вас будет иметь возражения против изменений, Вы всегда сможете все вернуть обратно.

    2.   Представьте, что Вы видите свою линию времени внутренним взором. Обратите внимание, где находится Ваше прошлое?

    3.   Теперь попробуйте различные способы представления будущего с тем, чтобы понять, какой Вам подходит больше всего.

    Если Ваше будущее расположено где-то сбоку или позади Вас, мысленно возьмитесь за свою линию времени руками и разверните ее так, чтобы будущее оказалось впереди. Не торопитесь. Пускай будущее «само» выберет лучшее положение, чтобы оно оказалось на своем месте. Опыт показывает, что чем ярче и больше будет Ваше представление будущего, тем больше оно будет Вас притягивать. Другими словами, Вам будет легче утром вылезать из кровати.

    Отнеситесь особенно внимательно к любым возражениям, которые возникнут в Вас. Возможно, какой-то части Вашего сознания будет не по себе, когда появится образ будущего, расположенный в более заметном месте, чем ранее.

    Может быть, станут лучше видны будущие катастрофы, которые Вам потребуется избежать? А ведь об этом не очень приятно думать, не так ли?

    Если это так, то Вам следует выполнить упражнение «Беспроблемная возможность». Оно помогает изменить описанную ситуацию. Выполните это упражнение, а затем вернитесь обратно и продолжите.

    Осознайте, как выглядит Ваше представление будущего? Оно яркое и красочное, зовет и манит Вас или нет?

    Люди, чье будущее выглядит туманным, как правило, не стремятся к нему. Когда человек говорит «Мое будущее кажется мне ярким», он описывает свое внутреннее представление. Точно так же слова «Я не вижу ничего хорошего в будущем» относится не именно к самому будущему, а к его внутреннему представлению.

    Чтобы усилить привлекательность будущего, Вам нужно настроить внутреннее представление. Используйте упражнение «Создаем светлое и привлекательное будущее». Сделайте это упражнение, а затем вернитесь обратно.

    Обратите внимание на длину Вашей линии, которая уходит в будущее. Попробуйте изменить ее протяженность. Если линия слишком короткая, отдаленное будущее, которое содержит далекие планы, просто не вмещается на ней. Сделайте ее длиннее.

    Не торопитесь. Возможно, сразу после того, как Вы измените длину, ничего особого не произойдет. Но через некоторое время (может быть 3-5 минут), туман начнет рассеиваться и начнут проявляться картины перспектив.

    Попробуйте сделать линию шире. Возможно, так она вместит в себя больше событий, которые сделают будущее более определенным.

    4.   Закончив свои эксперименты, решите, подходит или нет Вам такая линия времени. Для этого представьте, что с этой линией времени Вы живете уже неделю. Как Вам это? Вам стало легче или нет? Если по Вашим субъективным ощущениям ничего не изменилось, возможно, Вам стоит вернуться к Вашей прежней линии времени. Хотя обычно этого не происходит. Просто помните, что Вы экспериментировали.

    В тексте выше мы больше фокусировались на будущем, которое надо создать. Однако бывают случаи, когда люди, наоборот, бывают слишком зациклены на будущем. Они настолько заняты им, что теряют способность радоваться настоящему.

    Это типичная ошибка. Если Вы теряете возможность радоваться будущему, которое уже наступило, если Вы не можете ощущать радость от своих достижений, стоит ли вообще ради этого «напрягаться»? Именно эта причина часто сдерживает нас от действий. Внутреннее понимание того, что достижение цели не принесет особой радости, сбивает настрой к действиям.

    Если Вы слишком ориентированы на будущее, Вам стоит научиться в некоторые моменты делать будущее менее значимым. Например, когда Вы отдыхаете. Ведь в такие моменты стоит просто радоваться жизни, а не заниматься бизнесом, верно? Вам стоит отодвинуть будущее немного в сторону, уменьшить его в размерах, сделать менее ярким. Бывает полезным отделить прошлое от будущего, тем самым дав больше места настоящему.

    По книге Ст. Андреас, Кон. Андреас «Сердце мозга». Обработка текста упражнения Геннадий Павленко.

    Темы статьи: Работа на линии времени. Редактирование линии времени. Линия времени НЛП.

  • 99 способов сказать «Очень хорошо».

    99 способов сказать «Очень хорошо».

    99 способов сказать «Очень хорошо».

    1. Ты сейчас на правильном пути.

    2. Великолепно!

    3. У тебя получилось это дело.

    4. Правильно!

    5. Это хорошо.

    6. Супер!

    7. Именно так! (Точно так!)

    8. Я горжусь тем, как ты сегодня работал.

    9. Ты делаешь это очень хорошо.

    10. Это намного лучше.

    11. Хорошая работа!

    12. Я счастлив видеть такую твою работу.

    13. Ты делаешь это сегодня значительно лучше.

    14. Ты делаешь хорошую работу.

    15. Ты близок к истине!

    16. Это лучшее из того, что у тебя получалось.

    17. Мои поздравления!

    18. Это то, что надо!

    19. Я знал, что ты можешь сделать это.

    20. Это неплохое улучшение.

    21. Сейчас ты это понял.

    22. Значительно!!

    23. Наконец-то!

    24. Неплохо.

    25. Ты быстро учишься.

    26. Продолжая работать так, ты добьешься лучшего.

    27. Это хорошо для тебя.

    28. Я не смог бы сделать лучше.

    29. Еще немного времени и у тебя это получится.

    30. Ты сделал это легко.

    31. Ты, действительно, сделал мою работу шутя.

    32. Это правильный путь, чтобы сделать работу.

    33. С каждым днем у тебя получается лучше.

    34. Ты делал это так недолго.

    35. Это неплохо!

    36. Да!

    37. Это способ!

    38. Ты ничего не упустил!

    39. Этот способ именно для этого?

    40. Так держать!

    41. Необыкновенно!

    42. Прекрасно!

    43. Это лучше всего!

    44. Совершенно!

    45. Прекрасный ход работы!

    46. Сейчас ты это понял.

    47. Сенсационно!

    48. Это лучше.

    49. Теперь ничто тебя не остановит.

    50. Отлично!

    51. Это была первая классная работа.

    52. Замечательно!

    53. Еще лучше!

    54. Ты только что сделал это?

    55. Это лучше чем всегда.

    56. Твой мозг поработал на славу.

    57. Ты действительно добьешься успеха.

    58. Это выдающееся открытие.

    59. Фантастика!

    60. Ужасно здорово!

    61. Это называется прекрасной работой.

    62. Ты сделал это очень хорошо.

    63. Ты, наверное, долго практиковался.

    64. Ты делаешь это красиво!

    65. Как ты много сделал!

    66. Правильно!

    67. Ты действительно улучшил (что-либо).

    68. Превосходно!

    69. Хорошо запомнил!

    70. Поздравляю.

    71. Ты прав!

    72. Держись так!

    73. Ты сделал это как раз вовремя.

    74. Ты сделал сегодня много работы.

    75. Это способ действия!

    76. Сейчас ты приобретаешь в этом сноровку.

    77. Мне нравится ход твоих мыслей!

    78. Я очень горжусь тобой.

    79. Очень приятно учить таких умных детей.

    80. Большое тебе спасибо.

    81. Ты превзошел сам себя сегодня.

    82. Я никогда не видел ничего лучшего.

    83. Ты понял это очень быстро.

    84. Твоя работа принесла мне много радости.

    85. Чудно!

    86. Ол-райт — по-английски — полный порядок.

    87. Так-так.

    88. Мощный прорыв!

    89. Вот этого я еще не видел.

    90. Ты неузнаваем сегодня.

    91. Это уже успех!

    92. Это твоя победа.

    93. Теперь ты чувствуешь свои возможности.

    94. Ты настоящий мастер.

    95. Сердечно рада за тебя.

    96. Не могу выразить свой восторг.

    97. Грандиозно!

    98. Красивая мысль.

    99. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас.