Если вы человек хороший, люди вам на жизнь жаловались, жалуются и жаловаться будут. И не просто так – душу излить, а с целью – облегчиться. Во всех смыслах этого слова :-).
Есть два типа жалующихся:
- Условные “вампиры” – им нужно ваше внимание и энергия.
- Реально страдающий человек – ему действительно нужна помощь.
В чем разница между ними?
“Вампиры“ проблем НЕ имеют. Таких, какие они действительно не могли бы решить. Чего же они тогда жалуются? А им нужно внимание. Зачем им внимание?
Когда человек получает внимание других, он чувствует себя “я есть” – меня слушают, вокруг меня прыгают, мне уделяют время, в меня вкладывают силы. С пустотой так никто суетиться не будет, значит, я – ЕСТЬ.
А еще им может просто не хватать общения :-))). Или в детстве их не долюбили, не доласкали. И это “не до…” до сих пор требует того, чего тогда “не да…”.
Ну а самая часто встречающаяся причина “бытового вампиризма” – это детская привычка. Младенец с первых минут ищет способы обеспечить себе выживание – маму. В идеале – если она будет рядом постоянно. Поэтому он перебирает отмычки, подбирая их к маминому замочку. Если покричать – придет? А если покричать, а потом резко замолчать? Прибежит? А если так закричать, чтобы остановить не могли – сработает? А если улыбаться? А если…
Такая модель поведения проявляется в ребенке с первых дней жизни. И родители вынуждены реагировать на его “заходы” – попытки организовать вокруг себя приятную ему суету :-).
Те “ходы”, которые еду и тепло приносят – он повторяет снова и снова и, в итоге, привыкает себя вести именно так. В дальнейшем эти детские ходы становятся доминантами поведения – доминирующими сценариями общения с себе подобными.
Именно поэтому взрослая женщина среди ночи прибегает к подруге вся в слезах и уже почти “никакая”, потому что у неё… Ну просто ужас, ужас, ужас!!! И если ее подруга на это “ведется”, быть ей в роли донора для “вампира” до тех пор, пока она эту игру не прервет.
Темы статьи: как помочь близкому, как вывести из депрессии, бытовой вампир
Кстати, можете взглянуть на себя со стороны и ответить на простой вопрос: “А как вы привлекаете внимание любимых, к примеру?” Обижаетесь? Кричите? Обвиняете? Угрюмо молчите? Рискуете? Подлизываетесь? Даете любовь и требуете “обратки”?
Реально же страдающий человек пришел к вам за помощью потому, что на него навалились такие обстоятельства, которые он не может вынести. В буквальном смысле – так сложилась конфигурация его жизни (ситуация), что он надломился, согнулся и скоро свалится.
У каждого из нас есть свой порог выносливости и то, что для одного “ну, ужас”, для другого “просто капец!!!!”. И там где первый попереживав неделю, на вторую берет себя в руки, второй в первую неделю страдает, а во вторую уже не может вообще ничего. И ему действительно требуется дружеское участие – помощь, как энергичная поддержка, так и совместная выработка планов действий.
Прежде чем перейти к алгоритму помощи, нужно разрешить главную проблему – как же отличить “бытового вампира” от человека, которому действительно “край”? У тебя есть идеи, Дорогой Друг?
…
…
…
Можно попытаться эмпирическим путем их вычислить – вспомнить, сколько раз человек приходил за помощью и сколько раз он ее принял. И, весьма часто, оказывается, что все его охи и ахи – это игра. НО, а что если вот именно сейчас – это уже не игра? Что делать-то именно сейчас, когда он стонет, жалуется, плачет и ему вообще невмоготу?
…
…
…
Во-первых, человеку нужно дать понять, что вы его страдания разделяете – вы понимаете, что ему плохо.
Во-вторых, из этого состояния его надо вывести – выдернуть, чтобы он перестал страдать и хотя бы на время вернулся в реальность – в здесь и сейчас.
Если второй этап не проходит, все последующие шаги выполнять бессмысленно – он не в ресурсе. Он не готов думать головой. Он настаивает на продолжении банкета. И очень часто, отказ хотя бы на время перестать страдать, а разумно поговорить, означает, что перед нами “бытовой вампир”. Почему так? Так ведь ему нужно ваше внимание, а не прекращение страданий :-))).
Человек же, который действительно нуждается в помощи, хотя бы на время от переживаний откажется. Хотя бы на пару минут. И это значит, что работать он – готов.
Темы статьи: как помочь близкому, как вывести из депрессии, бытовой вампир
Тогда третий этап – его нужно взбодрить, позитивом накачать, голову включить.
На четвертом этапе, когда он в позитиве, мы, вместе с ним, думаем над тем, что делать дальше. Как проблему разрешить.
ПРИМЕЧАЮ! Думаем НЕ над тем, почему все так случилось и какова его вина. А над тем, что дальше делать. Как все разрулить. Как меньше потерять и больше получить. Здесь же надо извлечь уроки на будущее. Зафиксировать полезный опыт. Сделать выводы.
Если вкратце – вот так надо помогать людям, которым помощь реально нужна. Если вам нужна развернутая инструкция – слушайте эту аудио-статью. В ней я все рассказал и показал:
А что же делать с “вампирами”? Тут всё зависит от вашей жизненной позиции – если вы подсели на эту игру и чувствуете себя спасителем, давая бесчисленные и никому, на самом деле, не нужные советы – вам стоит задуматься – буду ли я продолжать в нее играть. Ведь есть и другие, менее затратные и более прибыльные способы помогать людям :-).
Ваш любимый Автор – Геннадий Павленко!
Темы статьи: как помочь близкому, как вывести из депрессии, бытовой вампир